Вам не обязательно жертвовать собой
Моя общественная деятельность началась в 2012 году с наблюдения на президентских выборах в качестве члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. После выборов пришла идея необходимости общественного контроля эффективности работы действующей власти. Я начал писать обращения в приемные государственных органов о проблемах городской среды с просьбой их устранить. Первые положительные результаты не заставили себя ждать, и коммунальные службы устранили яму на дороге, восстановили газон, установили ограждения от автомобилей и т.д.
Для того чтобы поделиться своим опытом с другими людьми, я создал в сети «ВКонтакте» группу «Красивый Петербург», в которой рассказывал о результатах обращений в городские инстанции. Так я нашел единомышленников, которые также писали обращения в органы власти и добивались устранения проблем. И впоследствии эта деятельность переросла в движение инициативных граждан за улучшение качества городской среды, за которым в группе «ВКонтакте» следили уже 60 тысяч подписчиков. Наша информационная повестка расширилась, и в своих публикациях и общественных акциях мы стали поднимать вопросы экологии, благоустройства, охраны памятников истории и архитектуры, незаконной рекламы и т.п.
В это же время на протяжении 10 лет я занимался наблюдением на выборах, в последние годы был координатором пресс-центра «Наблюдатели Петербурга».
***
Репрессии в отношении меня продолжались в течение всего 2021 года. В январе у меня дома прошел обыск, после которого я неоднократно замечал слежку за собой, еще был задержан на двух общественных акциях, а на других акциях устраивались провокации, чтобы снова задержать. Таким образом, в отношении меня сформировалась высокая активность правоохранительных органов, и я понимал, что они хотят сначала составить несколько протоколов об административном правонарушении, а потом, скорее всего, арестовать и завести уголовное дело.
С каждым днем я все больше осознавал, что нахожусь в опасности, хотя ничего противозаконного не совершал. Раньше я полагался на то, что моя медийность дает некую защиту от полицейского произвола и репрессий, но потом понял, что это больше не работает и меня в любой момент могут посадить за решетку по надуманному поводу.
Моя жена также испытывала тревогу за безопасность нашей семьи, и в канун нового, 2022 года, после очередного обсуждения ситуации мы решили, что пора уезжать. Поэтому к началу войны у нас с семьей уже были готовы необходимые документы для того, чтобы уехать из страны, а 24 февраля мы получили новый стимул сделать это как можно скорее. И в марте 2022 года покинули Россию.
***
На этапе планирования эмиграции я попросил помощь в международном фонде, который помогает при эвакуации, и меня поддержали финансово. Этих средств хватило на покупку авиабилетов и аренду квартиры на первые месяцы. В том числе благодаря этой поддержке мне удалось успешно пройти весь путь эмиграции – и я увидел, как это непросто, сколько нужно финансов на переезд, времени на волокиту с документами и сил.
В то же время понимал, что потребность в переезде есть у многих активистов, и когда создательница проекта Activatica.org Евгения Чирикова занялась организацией помощи российским активистам при эмиграции, я тоже подключился к этой деятельности, чтобы вместе помочь как можно большему числу людей спастись от набирающей обороты машины государственных репрессий. За полгода удалось помочь уехать из России примерно 400 активистам.
После начала мобилизации был очень насыщенный период, когда я одновременно работал с группой численностью около пятидесяти человек: консультировал, как заполнять заявки на помощь, как лучше спланировать маршрут выезда и т.п.
Затем я начал заниматься организацией помощи украинским беженцам в Болгарии. Эта деятельность стала для меня самой важной – на ее фоне все другие общественные проблемы, решением которых я прежде занимался, уже кажутся менее значимыми. В 2022-2023 годах львиную долю своего времени и сил я потратил на помощь тем, кто нуждается в ней и больше всего страдает.
Таким образом, моя основная работа сейчас связана с помощью беженцам при расселении в Болгарии и оформлении документов, кроме того, я организовал несколько проектов помощи беженцам в рамках общественной деятельности. Также оказываю содействие в реализации проектов украинских активистов: среди украинских беженцев немало инициативных людей, которые занимаются разными формами активизма.
Например, они проводят много мероприятий для детей, чтобы разнообразить досуг, поддерживать общение детей друг с другом, развивать их физически и интеллектуально и, конечно, сохранять украинский язык и культуру. Для этого регулярно организуют творческие мастер-классы, уроки по украинскому языку, летние пикники в парках или спортивные мероприятия, праздники. Было организовано много экскурсий, которые дети посещают большими компаниями: в кукольный театр, оперу, цирк, зоопарк, динопарк и другие интересные места.
Иногда меня приглашают участвовать в детских праздниках – например, исполнить роль какого-нибудь мифического персонажа. За прошлый год я уже успел побывать Нептуном и Дедом Морозом.
Но деятельность украинских активистов не ограничивается только организацией досуга для детей: в данный момент мы совместно подготавливаем в Болгарии акцию ко второй годовщине войны, в ходе которой проведем шествие и митинг в поддержку украинцев.
***
В то же время я продолжаю заниматься общественной деятельностью в России: являюсь координатором «Зеленой коалиции Петербурга» и общественного движения «Красивый Петербург», а также редактором группы «Петербургский гражданин». Я пишу посты и пресс-релизы, веду группы и оказываю поддержку активистам, которые остались в России и продолжают общественную деятельность. Проблемы в сфере экологии и градозащиты никуда не исчезли, наоборот, появляется все больше трудностей и вызовов.
К привычной борьбе против незаконных свалок и застройки парков и скверов добавилась угроза строительства нескольких мусоросжигательных заводов. Органы власти активно продвигают этот способ обращения с отходами – несмотря на то, что жители негативно относятся к сжиганию отходов и всеми возможными способами отстаивают свою точку зрения: участвуют в судебных разбирательствах, проводят общественные экологические экспертизы, устраивают акции вопреки всем запретам. Экологическая и градозащитная активность в Петербурге продолжается. Ежемесячно проходит минимум 30 акций, направленных на защиту парков и памятников. И мы эту активность поддерживаем информационно в наших группах, популяризируем и распространяем по всем социальным сетям.
***
Когда гражданский активист переезжает в новое место, то он как будто «обнуляется». На чужбине никто не знает о его многолетней общественной деятельности и успехах, которых удалось добиться. Все приходится начинать с нуля. В Болгарии я тоже стал проводить общественные акции, в которых мне удалось объединить свою любовь к экологии и памятникам истории и архитектуры.
По возвращении на свою малую родину мне захотелось посетить знакомые исторические места, где находятся руины и остатки древних городов. Одним из таких мест стала двухтысячелетняя античная вилла, которая в разное время служила то крепостью, то цехом по производству амфор и других керамических изделий. Вилла представляет собой большое сооружение с более чем двадцатью комнатами, а также бассейнами для производственных и рекреационных нужд. Историческая постройка очень хорошо сохранилась благодаря тому, что долгое время находилась под землей, но сама территория, на которой стоит вилла, выглядит неухоженной. И поэтому у меня появилась идея очистить это место от мусора, убрать сухие поваленные деревья, выкосить заросли.
В прошлом году я организовал несколько субботников, на которых мы с единомышленниками приводили в порядок территорию исторического памятника. Но работы осталось еще много, поэтому скоро, с наступлением теплой погоды мы продолжим нашу деятельность. Я считаю очень перспективной идею приведения в порядок территории памятников истории и архитектуры и популяризации их среди туристов и местных жителей.
Город, в котором я живу, окружен горами, и на каждой вершине есть исторические постройки – то крепость, то древний город, но эти места не очень известны туристам. Разумеется, для того чтобы сделать эти места интересными для туристов, нужно не только поддерживать в хорошем состоянии сами памятники истории и архитектуры, но и разработать туристические маршруты, создать экотропы для безопасных пеших экскурсий и прогулок. Сейчас планирую продвигать подобные идеи развития интересных и красивых объектов.
Акция по расчистке фракийской виллы «Рустика». Фото: личный архив
Еще я участвую в субботниках вместе с украинскими беженцами. Мы убираем мусор, сажаем деревья, проводим акции экопросвещения для детей о раздельном сборе отходов – рассказываем о пользе переработки и видах вторсырья. А вот лично поучаствовать в протестной экологической активности за прошедшие два года не довелось ни разу, потому что не встретил поводов для негодования.
В Болгарии почему-то никто не вырубает парки и скверы ради уплотнительной застройки, не строит мусоросжигательные заводы рядом с населенными пунктами. Люди в большинстве своем ориентированы на раздельный сбор отходов, организована доступная система двухпоточного сбора вторсырья. Удобно, что можно в любой момент отнести в контейнер рядом с домом бумагу, пластик, железо и стекло. Хотя, к сожалению, проблема горящих мусорных полигонов тут не теряет актуальности, как и в России.
***
За прошедший год я два раза принимал участие в наблюдении за выборами. В первый раз был наблюдателем, а во второй стал председателем избирательной комиссии и отвечал за соблюдение правильности процедуры голосования и подсчета голосов.
В Болгарии есть несколько видов наблюдателей: люди, мониторящие ход выборов, и доверенные лица от всех кандидатов, также следящие за соблюдением процедуры.
Избирательный процесс в день голосования проходил спокойно и рутинно, как и полагается. Не было ни одного нарушения из того широкого спектра, какие бывают на выборах в России, когда власть фальсифицирует результаты голосования. Впервые за долгое время наблюдательной деятельности я увидел, что выборы выполняют свою настоящую функцию – дают людям возможность выразить свое истинное волеизъявление, чтобы оно было учтено, а не использовалось определенными лицами в качестве инструмента для удержания власти.
Несмотря на то, что живу я в небольшом городе, активность жителей и интерес к выборам высокие. На выборах представлено много политических партий с огромными списками кандидатов. Таким образом, горожане охотно пользуются своим и активным, и пассивным избирательным правом.
Еще одна важная проблема в Болгарии, на которую я обратил внимание, – это влияние российской пропаганды на мировоззрение местных жителей. Все те же кремлевские нарративы, которые звучат с федеральных каналов и от официальных представителей власти, просачиваются в страны Европейского союза, в том числе в Болгарию. Здесь это подается как альтернативная точка зрения, некая инсайдерская информация, которая находит своих слушателей и последователей.
Поэтому сейчас я ищу способы реализации в Болгарии проекта по борьбе с российской государственной пропагандой, влияющей на умы болгарских граждан. Прожив много лет в России и увидев воочию работу так называемых троллей – то, как они пытаются формировать лояльное отношение граждан к власти и ее политике, – я понял, что нельзя не обращать внимания на эту проблему здесь, в Болгарии. Пока с этой целью веду в «ТикТоке» канал «Болгарин рассказывает о России».
Однако нельзя не заметить, что в Болгарии есть существенные достижения в сфере развития гражданского общества. Например, как я уже сказал, выборы реально, а не номинально выполняют свою функцию. Люди на самом деле могут выбрать своих представителей во все органы власти, а также имеют возможность сами беспрепятственно участвовать в выборах в качестве кандидата или наблюдать за прозрачностью избирательной процедуры в день голосования.
Это может показаться чем-то само собой разумеющимся и естественным многим болгарам, которые не знают, что в России не соблюдаются даже такие основные права. Не соблюдаются не только на выборах на самые значимые государственные позиции – даже выбрать независимого муниципального депутата весьма и весьма трудно. А в редких случаях, когда это удавалось, власть имущие все равно находили способы, чтобы избавиться от настоящих народных представителей.
Например, в городе федерального значения Санкт-Петербурге губернатор лично снимал с должности несогласованных муниципальных депутатов. В Болгарии такое сложно даже вообразить – чтобы губернатор мог себе позволить отстранить от работы представителей, которых выбрали граждане, потому что это вообще не входит в его компетенцию.
К сожалению, некоторые жители Болгарии все же подпадают под влияние российской государственной пропаганды и склонны верить, что в России уровень жизни лучше, зарплаты выше, традиционные ценности схожи с болгарскими, но это далеко не всегда соответствует действительности. Поэтому проект по противодействию российской государственной пропаганде является очень значимым для меня. Считаю, что важно не только разоблачать лживые тезисы российской госпропаганды, но и говорить о достижениях Болгарии в сфере развития демократии и гражданского общества как о чем-то, что необходимо ценить и защищать.
***
В России в данный момент я занимаюсь образовательным проектом, который призван научить основам активизма инициативных граждан, неравнодушных к общественным проблемам. Этот проект мы реализуем с конца прошлого года и набираем группы по 40-50 человек для обучения. Мы подготовили курс, который предоставляет участникам базовые знания о том, как заниматься общественной деятельностью. Рассказываем, как работать с прессой, эффективно вести группы в соцсетях, писать цепляющие посты, организовывать акции в условиях запрета всех общественных мероприятий, взаимодействовать с волонтерами и другими организациями.
В этом курсе я решил собрать весь свой опыт общественной деятельности и поделиться им с инициативными гражданами, которые остались в России и продолжают заниматься решением общественных проблем в сфере экологии, градозащитной и правозащитной деятельности.
Я остаюсь в курсе петербургской общественной повестки, взаимодействую с гражданскими активистами. За последние два года в этой среде появилось много новых имен. В том числе это связано с потенциальной реализацией программы комплексного развития территории, которая подразумевает снос хрущевок в обжитых районах с хорошей инфраструктурой и транспортной доступностью для строительства новых высотных домов. Власти города представляют эту программу как решение в интересах граждан, но по факту ее реализация принесет людям только неминуемое снижение качества жизни в результате превращения благополучных кварталов в «гетто».
Если правительство реализует свои планы по реновации, то это затронет интересы примерно миллиона петербуржцев. У горожан такая перспектива справедливо вызывает беспокойство и даже негодование. Из-за того, что проблема является насущной для большого количества людей, естественным образом появляются новые общественные деятели.
В России много образованных, интеллигентных и талантливых граждан, выступающих против боевых действий в Украине. В экологическом протестном активизме, как и в любом другом, в первую очередь важно обеспечить безопасность активистов, сохранить жизнь, здоровье и свободу. В конечном счете целью экологической активности является более благополучная жизнь людей. Но для этого не обязательно жертвовать собой. Если вы не чувствуете себя в безопасности, опасаетесь за свою жизнь и свободу, не готовы платить настолько высокую цену за право быть активным и менять мир законными способами, то позаботьтесь в первую очередь о себе. Уезжайте в безопасное место и сохраните там себя для будущих достижений, в том числе в общественной деятельности.